Эксперты ответили на вопрос: Почему в Перми закрываются кинотеатры?
Пермь, 20 марта - DIXINEWS.
Неутешительные вести из Перми: в городе начали закрываться кинотеатры. Низкая заполняемость залов и сокращение кассовых сборов привели к тому, что не все смогли выдержать нынешние экономические реалии.
Согласно сведениям Единой автоматизированной информационной системы Фонда кино, за последний год посещаемость пермских кинотеатров сократилась на 23%. Однако снижение доходов оказалось не столь значительным — всего 5%. Это объясняется ростом цен на билеты: средняя стоимость увеличилась с 356 до 462 рублей.
Тенденция спада зрительского интереса сохраняется уже долгое время. Именно этот фактор привел к закрытию крупнейших кинозалов города — «Кристалл» и «Синема Парк». Экономические сложности создают угрозу и для других кинотеатров, которые также могут прекратить свою деятельность.
По мнению заведующей лабораторией маркетинговых исследований и разработок ПГНИУ Евгении Керзиной, ключевая причина падения посещаемости — стремительное развитие цифровых технологий. Сегодня, в отличие от прошлых лет, фильмы доступны в режиме онлайн за считаные секунды, причем зачастую дешевле, чем поход в кинотеатр. Технический прогресс позволил создать такие условия, при которых качественные телевизоры с поддержкой 3D и мощная акустика обеспечивают атмосферу, схожую с просмотром на большом экране. В результате интерес к онлайн-кинотеатрам за последние три-четыре года вырос на 45%.
— Если уровень домашнего просмотра неуклонно повышается, то ситуация в традиционном кинопрокате развивается в обратном направлении, — отмечает Евгения Керзина в интервью «РГ». — Технологии, недавно поражавшие воображение, постепенно исчезают. Например, зрители привыкли к формату IMAX, который обеспечивает максимальный эффект присутствия благодаря особым технологиям съемки и демонстрации. Однако сейчас попросту нет новых фильмов, соответствующих этим стандартам.
Несмотря на это, пока продолжается производство фильмов, кинотеатры по-прежнему востребованы, ведь домашний просмотр не способен передать те же эмоции и атмосферу.
Руководитель отдела по связям с общественностью регионального проекта «Пермская синематека» Александра Букрина считает, что снижение интереса к кинопремьерам во многом связано с недостатком рекламных кампаний. Многие потенциальные зрители даже не подозревают о новых фильмах. Даже если реклама встречается, она зачастую не создает интригу, которая могла бы побудить сразу отправиться в кино. В результате у зрителей отсутствует ощущение, что фильм необходимо увидеть именно на большом экране, а не дождаться его появления в интернете.
— Одной из причин слабой рекламы, вероятно, является развитие теневого кинопроката, — предполагает Александра Букрина. — Картины, не получившие официального разрешения на показ в России, продвигаются крайне осторожно, поскольку никто не хочет рисковать. При этом Ассоциация владельцев кинотеатров неоднократно настаивала на активной поддержке отечественного кинематографа и полном исключении нелегального проката зарубежных хитов.
Главный редактор CINEMAPLEX Рифат Фазлыев анализирует ситуацию с кинотеатральным бизнесом:
— Еще недавно в России работало около 2,5 тысячи кинотеатров, а теперь, согласно открытым данным Минкультуры, их осталось 1,8 тысячи. Однако точной статистики никто не ведет. Закрытие залов приводит к падению доходов. В условиях высокой инфляции расходы владельцев растут, что вынуждает их повышать стоимость билетов. Однако далеко не каждый зритель готов заплатить 600 рублей за сеанс, когда за подписку на онлайн-платформе можно отдать 200 рублей и получить доступ к множеству новых фильмов. К тому же сегодня многие интернет-сервисы выпускают релизы одновременно с кинотеатральным прокатом, а не после него.
Отсутствие громких зарубежных премьер также негативно сказывается на рынке. Российский кинематограф все еще не сумел адаптироваться к новой реальности, испытывая сложности в работе с аудиторией. Основная проблема — чрезмерное заимствование: после успешного выхода одного исторического фильма все кидаются в этот жанр, пока он не оказывается исчерпанным. Такое же наблюдалось со спортивными лентами. Теперь в тренде сказки, хотя отечественная фантастическая литература предлагает огромный выбор качественных сюжетов.
Еще один важный момент: в 2020 году в стране начали появляться муниципальные кинотеатры с доступными ценами на билеты, при этом по условиям Минкультуры и Фонда кино они должны были работать не менее пяти лет. Сейчас срок их обязательной деятельности подходит к концу, что ставит под вопрос дальнейшее существование этих заведений. Получается, что государственные инвестиции, вложенные в развитие сети кинотеатров, могут оказаться бесполезными. Между тем даже в крупнейших городах России новые торгово-развлекательные центры открываются без кинозалов.