ФСКН: в 2015 году изъято более 27 тонн наркотиков
Москва, 16 февраля - DIXINEWS.
Пресс-служба ФСКН опубликовала выступление главы ведомства В.П. Иванова на семинаре-совещании председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных военных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, апелляционных арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам.
- Наркопотребление сегодня является во многом определяющим фактором, провоцирующим криминальное поведение.
В данной ситуации анализ судебной практики – неиссякаемый источник информации о функционировании государственных институтов, а сама судебная практика - это зеркало правовой системы государства, отражающее все тонкости и нюансы как правоприменения, так и соответствия, если хотите, адекватности действующих правовых формул задачам государства и потребностям общества.
Интегральный результат соответствующих судебных решений в сфере незаконного оборота наркотиков за 2015 год – это более четырех тысяч ликвидированных преступных наркогруппировок, что позволило изъять из оптового оборота 11 тысяч 700 партий различных наркотиков суммарным весом более 27 тонн. Это результат борьбы с транснациональной организованной наркопреступностью и ликвидации инфраструктуры поставок наркотиков из-за рубежа.
Только нейтрализация ОПС Шилова, осуществлявшего массовые поставки опия из Испании в отходах фармацевтического мака в 56 регионов Российской Федерации, обеспечила трехкратное снижение притоносодержания в жилом секторе и десятикратное падение незаконного рынка ацетилированного опия.
К слову говоря, беспрецедентное давление на следствие длилось в течении всего предварительного расследования – только от депутатского корпуса поступило более сорока официальных обращений.
Именно организованная преступность является краеугольным камнем наркомании и наркопроизводства.
В книге Юрия Бондарева «Горячий снег» главной задачей артиллерии было выбить немецкие танки, главная задача ФСКН России - уничтожать организованную преступность. Результаты есть – о них я уже говорил. Более 70% преступных сообществ, нейтрализованных всеми правоохранительными органами России, ликвидировано нашей Службой. Но мобилизация и повышение эффективности борьбы с организованной наркопреступностью тормозятся тем, что усилия правоохранительных органов тратятся на десятки тысяч уголовных дел, связанных с привлечением к ответственности самих же наркопотребителей за хранение мизерных доз наркотиков без цели сбыта для личного потребления.
Приведу пример.
В ходе привлечения нами к уголовной ответственности организаторов преступной деятельности – это более чем 13 тысяч наркосбытчиков, так сказать, «капитанов наркобизнеса», изъято почти 27 тонн концентрированных наркотиков, а при пресечении, в основном усилиями МВД России, деятельности 96 тысяч наркопотребителей, хранивших наркотики без цели сбыта, изъято чуть более 450 кг уличного наркотика.
Как говориться «почувствуйте разницу».
Об этой ситуации мною было доложено руководству страны, и Президентом России на заседании Президиума Государственного Совета принято решение пересмотреть законодательные подходы по привлечению ординарных наркопотребителей к ответственности за хранение наркотиков для личного потребления, исходя из их реальной степени общественной опасности.
Приоритетом в данной ситуации и конечной целью должна являться не карательная суть права, а его гуманитарное наполнение.
Мы должны направлять этих наркопотребителей на освобождение от наркотической зависимости, а не заполнять ими тюремные камеры и места лишения свободы. На это государством, по экспертным оценкам, тратится до 40 миллиардов рублей ежегодно. В то время как старт ап программ по реабилитации и ресоциализации этих же девяноста шести тысяч наркопотребителей составит не более одного миллиарда рублей на субсидии субъектам Российской Федерации. Кратный экономический эффект очевиден.
Не говоря о том, что эти молодые люди будут изъяты из преступной среды и не совершат десятки тысяч общеуголовных преступлений – то есть не попадут в зону внимания правоохранительных и судебных органов.
Наши предложения полностью укладываются в русло инициатив Председателя Верховного Суда, поддержанных Президентом России, о гуманизации уголовного законодательства.
Корректировка уголовного закона, предусматривающего ответственность за хранение наркотиков, существенно расширит возможности суда по направлению наркопотребителей на освобождение от наркозависимости. А в совокупности с подготовленными нами законопроектами о распространении права суда направлять на программы освобождения от наркозависимости не только правонарушителей, признанных больными наркоманией, но всех наркопотребителей – приведет к существенному оздоровлению общества, возвращению десятков тысяч людей к созидательной жизни.
Присутствующих в зале не нужно агитировать, но просил бы Вас, уважаемый Вячеслав Михайлович, уделить пристальное внимание данному направлению работы. В этой связи, особо отмечу работу судебной системы по реализации 313 Федерального Закона, создавшего механизм правового побуждения наркопотребителей к отказу от наркотиков в рамках административного судопроизводства (о чем уже сказал Президент Российской Федерации). Более 37 тысяч наркопотребителей проходят или уже успешно завершили программы освобождения от наркотиков. Хочу искренне поблагодарить председателей судов Краснодарского, Пермского, Приморского краев, Московской, Тульской, Свердловской, Ульяновской областей, где практически стопроцентная реализация положений закона.
Не менее актуальна задача в рамках формирования нового антинаркотического законодательства – это снижение нагрузки на судебную и пенитенциарную системы. И здесь мы предлагаем внести изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательства, которые позволят нормативно адаптировать особый порядок судопроизводства в отношении наркопотребителей, совершивших не тяжкие преступления.
Решением суда данную категорию правонарушителей следует незамедлительно направлять на освобождение от наркозависимости. Это существенно снизит нагрузку на судей по рассмотрению такой категории дел.
Необходимость этого подтверждает и фиксируемый нами резкий рост криминальной активности наркопотребителей, привлекаемых к уголовной ответственности за хранение наркотиков, прошедших, образно говоря, «тюремные университеты». Рецидив среди данного контингента кратно выше общей рецидивности. В случае поддержки нашего подхода и принятия соответствующих законопроектов мы с Вами, высвобождая соответствующие ресурсы, нанесем массированный удар по организованной наркопреступности, лишим транснациональную наркомафию рынков сбыта и потребления.
Полагаю, что такой подход российского правосудия и российской правовой системы к решению проблемы наркопреступности, проблемы наркомании в целом будет во многом интересен для обсуждения не только в рамках нашей очередной совместной научно-практической конференции, но и на площадке Специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по мировой проблеме наркотиков, которая состоится в апреле этого года.
Хочу сказать слова искренней благодарности за Вашу работу и выразить уверенность, что совместными усилиями мы сможем решить поставленные Президентом России задачи по защите от наркотиков нашего общества и наших граждан.