В ОНФ рассказали о проблеме снижения НМЦК при госзакупках в сфере соцпитания
Санкт-Петербург, 21 апреля - DIXINEWS.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) поднял важную для Петербурга тему формирования начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при госзакупках в сфере социального питания, а также ее снижения ради победы на аукционах.
Госзакупки, как в сфере питания, так и в других отраслях, проводятся по определенной процедуре. Заказчик выставляет НМЦК, рассчитанную по определенной формуле. Поставщики, которые хотят одержать победу в конкурсе на реализацию контракта, предлагают свою стоимость путем подачи заявок. При рассмотрении заявки комиссия оценивает не только ценовое предложение, но и неценовой критерий. В итоге составляется общая по двум параметрам оценка. У кого она выше, тот и одерживает победу.
Однако некоторые игроки слишком злоупотребляют возможностью снижения НМЦК. При здравой конкуренции победитель обычно выигрывает торги, снизив НМЦК на 10-15%. Это выгодно и заказчику, и поставщику. Но комбинаты порой злоупотребляют этим, снижая цену контракта на 40, а в редких случаях на 60%, набирая высокие баллы и обходя конкурентов. Однако формирование НМЦК напрямую связано со стоимостью обеда для каждого отдельно взятого ученика, высчитанной по формуле. Получается ситуация, при которой выигравший комбинат путем демпинга цены, должен доплачивать за еду школьникам, но он этого не делает, идя на различные ухищрения.
Руководитель Бюро расследований Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) Валерий Алексеев во время «Всероссийского семинар-совещания по вопросам обеспечения безопасности и качества питания обучающихся» сообщил, что система формирования НМЦК должна подвергнуться реформированию. С выделением повышенных средств, даже при учете демпинга цен от победителя, дети будут получать качественную еду.
Специалист рассказал, как обосновывается начальная (максимальная) цена контракта.
Алексеев обратил внимание на отдельные «фантастические» случаи в госзакупках, представленные на инфографике.
«Это, на мой взгляд, то, после чего у нас в очередной раз сменилась концепция, куда будет Общероссийский Народный Фронт давить и считает, что это надо решать», — указал специалист.
«Переводя на русский язык, у нас денег на питание школьников столько, сколько не хватает на их питание, поэтому мы будет объявлять контракт по той цене, насколько денег у нас есть. Хорошо, что не все родители читают контракты на сайтах школ и в системе госзакупок, и не знают, что их детям будут давать бесплатное школьное питание по президентскому посланию по стоимости, которая ниже рыночной», — возмутился Алексеев.
Специалист подчеркнул, что необходимо вместе добиваться увеличения финансирования на школьное питание. По его словам, в ОНФ четко понимают, что эта система недофинансирована.
Отметим, что подобная ситуация с НМЦК сложилась и на территории Санкт-Петербурга. Так, один из крупнейших поставщиков города «Артис-Детское питание» выиграл конкурс на организацию питания в 25 школах Колпинского района благодаря колоссальному занижению НМЦК.
В ходе торгов за первый лот комбинат снизили начальную максимальную цену на 21%, а во втором случае сразу на 41%. В одном из тендеров снижение НМЦК составило и вовсе 60%. В конечном итоге это сказалось на цене обедов – она упала до 102 рублей, вместо рекомендованных правительством Северной столицы 173 рублей.
В результате на поставщика начали массово жаловаться родители из-за некачественного питания в обслуживаемых комбинатом школах. Большинство сообщений связано с нарушением технологии приготовления. Накануне в Сети появилась информация о еще одном инциденте, связанном с поставщиком.
Все вышеперечисленные факты говорят о том, что надзорным ведомствам следует ужесточить контроль за проведением государственных закупок, поскольку некоторые поставщики в погоне за прибылью совершенно забывают, что от их действий могут пострадать дети.