Музей советского наива покажет примитивные африканские киноплакаты
Пермь, 9 ноября - DIXINEWS.
12 ноября Музей советского наива совместно с Пермской государственной художественной галереей представит собрание африканского киноплаката коллекционера Вольфгана Штеблера.
Оригинальные рисованные кинопостеры будут представлены одновременно на двух площадках.
В Музее советского наива будут показаны авторские плакаты трёх художников из Ганы: Аваль Сунила Шетти, «Мистера Брю Арта» и Папа Варсти. Все работы выполнены масляной краской на мешковине – единственного доступного и недорогого материала для их создателей. На них представлены афиши голливудских боевиков, фильмов о боевых искусствах, а также постеры лент из Нигерии и Ганы.
В конце 80-х годов в Гане были популярны так называемые «передвижные кинотеатры». Чаще всего это были простые холлы с телевизором и видеоплеером или обнесенные забором площадки под открытым небом. Большинство владельцев таких кинотеатров, желая добиться успеха, рекламировали фильмы с помощью рисованных афиш.
«Что касается изображений, то часто художники вдохновлялись обложками видеокассет, иногда они заранее смотрели фильм, а иногда опирались на рассказ киномеханика, который своими словами пересказывал ключевые сцены фильма, чтобы художник мог понять, о чем он. Их задачей было создать такую картинку, которая заставит зрителя купить билет. Результат практически всегда представляет собой пеструю, даже кричащую мешанину из образов, призванных привлечь внимание зрителя и заинтересовать его. Иногда рисунки гротескны, грубы или жестоки; иногда нелепы и нарочито эмоциональны до того, что кажутся смешными, а то и просто смехотворными; и лишь иногда – привлекательны. Но каждый из них непременно откроет перед вами фантастический, сюрреалистичный мир, который может как-то соответствовать фильму, а может и не соответствовать. Ганские киноафиши успешно зарекомендовали себя и как вид искусства, и как реклама; именно благодаря сочетанию двух этих качеств они столь интересны, а в сравнении с другими постерами и киноматериалами – просто незабываемы», – пишет Кристина Абромовская в материале «Кинопостеры из Ганы: уникальный примитивизм».
Сейчас на место рукотворному плакату пришли напечатанные на принтере афиши. Феномен создания собственных афиш был популярен только в Гане, в отличие от других африканских стран, и завершился в 2010 году, когда телевизоры и DVD-проигрыватели стали появляться у местных жителей.
Выставка коллекции пройдёт в России впервые – до этого плакаты из Ганы можно было увидеть на выставках в Брно (Чехия) и в Мюнхене (Германия).
Выставка продлится до 7 января.