Пермская галерея отмечает Год кино организацией выставки «Мир кинематографа в плакате»
Впервые плакаты показываются как художественный вид творчества, выработавший свой язык.
В галерее хранится небольшая, но ценная в художественном отношении коллекция плаката 1920-2010 г.г. Работы 1920-х годов были приобретены ещё до Великой Отечественной войны первым поколением музейщиков.
Выставка «Мир кинематографа в плакате». Источник: dixinews.ru Автор фото: Елена Малкова
В 2016 году коллекция пополнилась: Пермская синематека подарила более 100 плакатов, созданных в 1970-1980-е годы.
Наиболее интересными в собрании галереи являются плакаты нескольких периодов. В 1920-е годы киноплакат шёл в авангарде художественной жизни страны. Парадоксальным образом он совмещал массовость кино и элитарность собственного художественного языка. Яркие приметы плаката - художественная выразительность и разнообразие авторских почерков, акцент на рукотворности и живописно-графической культуре.
Среди наиболее интересных работ можно назвать плакат яркого художника Н.П. Прусакова (1900-1952) к фильму И.А. Пырьева «Посторонняя женщина» (1929). Один из создателей российского киноплаката Я.Т. Руклевский представлен афишей к фильму выдающегося американского режиссера Д. Гриффита «На зов города» (1925). Яркий образ революционного времени создан неизвестным художником к фильму «Красные партизаны» (1928).
Новые пути развития демонстрирует афиша крупнейшего мастера киноплаката 1-пол. ХХ века А.П. Бельского к фильму Ю. Райзмана «Поднятая целина» (1940).
Высокий уровень профессионального мастерства, разнообразие почерков характеризуют плакат 1970-х годов. Отметим работы выдающегося художника ХХ века Ю.И. Пименова (1903-1977) к фильмам крупнейших режиссеров отечественного кино С.А. Герасимова «Дочки-матери» (1974) и А.С. Кончаловского «Романс о влюбленных» (1974).
Особая страница – авторские, рисованные киноплакаты к мультипликационным фильмам. Они притягивают яркой образностью, повышенной зрелищностью и оптимизмом. В пермской коллекции представлены плакаты авторов, создавших плакаты к любимым фильмам детей нескольких поколений. Среди них плакаты А.Т. Качугина (1895-1971) к фильмам «Голубой щенок» (1976), «Наследство волшебника Бахрама» (1976), Б. Фоломкина к фильмам «Котенок по имени Гав» (1976), К.Р. Борисова (г.р.1938) к фильму «Золотая антилопа» (1987).
Достаточно разнообразно представлены 1980-е годы. Один из ведущих художников этого жанра Е.С. Гребенщиков (1918-1997) представлен плакатом к приключенческому фильму-аллегории режиссера А. Митты «Сказка странствий» (1983). Интересны работы художницы О. Лебедевой к фильмам В.Ю. Абдрашитова «Слуга» (1989), А. Алова и В.Н. Наумова «Выбор» (1987), И. Эппельбаума к фильму В. Хотиненко «Зеркало для героя» (1988) и др.
Постсоветскую эпоху представляют плакаты к международному кинофестивалю документального кино Флаэртиана. Авторами плакатов фестиваля являются пермские авторы: известный график и плакатист Л.И. Лемехов (1996) и молодой художник Е. Шабанов (2014).
«Раздел мультипликации представляют 2 плаката, связанные с именем выдающегося режиссера Ю.Б. Норштейна. Одна афиша выполнена для фильма «Шинель», другая – для выставки «Франческа Ярбусова и Юрий Норштейн. Искусство мультипликации» в Пермской галерее (1996), ставшей событием в культурной жизни города» - прокомментировала ИА DixiNews искусствовед Пермской галереи Тамара Шматенок.