В Перми открылась выставка азербайджанского искусства

В Музее современного искусства PERMM 7 октября открылась выставка современного азербайджанского искусства «Конфетные горы, нефтяные берега».

Кураторами выставки выступили Фархад Фарзалиев и Наиля Аллахвердиева.

Автор фото: Елена Малкова

Пермь, 9 октября - DIXINEWS.

«Конфетные горы. Нефтяные берега» – это не ретроспектива азербайджанского искусства, но моментальный снимок того, что делают азербайджанские художники «здесь и сейчас». На выставке представлены 35 работ 22 художников. Многие из них не живут на Родине, но сохраняют связь со страной, формируя совместно своеобразный «ментальный Азербайджан», который определяется, не столько географией страны с её девятью климатическими зонами, но своеобразием национального характера, азербайджанским духом.

Конфетные горы и нефтяные берега– ключевые пространственные метафоры Азербайджана. Конфетные горы – это национальный заповедник Алтыагач (местечко недалеко от Баку), по дороге к которому можно увидеть горы самых невероятных цветов. В народе из-за этой яркой расцветки их называют конфетными. Апшеронский берег Баку - буквально нефтяной берег. «Нефтекачалки» стоят прямо в черте города, и ветер с моря разносит повсюду запах сырой нефти.

Наиля Аллахвердиева, арт-директор Музея современного искусства PERMM:

«Выставка продолжает серию проектов музея, представляющих национальное искусство. Ранее в ПЕРММ уже занимались исследованием художественной ситуации на территории регионов России и бывшего СССР. Здесь можно вспомнить выставки современного искусства Украины (ЯКЩО/ ЕСЛИ/IF,2010), Кавказа («Большой Кавказ», 2011), Казахстана («Лицо невесты», 2012), регионов России («Искусство против географии», 2013)».

Азербайджанская идентичность, которой посвящен новый проект музея, конструируется-собирается из разнонаправленных векторов и формируется в экономических и политических обстоятельствах «мягкой», просвещённой петрократии* на фоне во всех смыслах драгоценного пейзажа.

«Азербайджанский мир» гораздо шире страны – азербайджанская диаспора одна из самых многочисленных на территории бывшего СССР, особенно в России, а культурная элита Азербайджана успешно работает по всему миру. Художники рефлексируют эту общность и связи, которые её скрепляют.

Темы работ сосредоточены вокруг нескольких смысловых центров – детство и ностальгия по позднесоветскому прошлому страны, личная экзистенция, роли мужчины и женщины в азербайджанском обществе, культурное самоопределение и «вечный вопрос» об интеграции в западную культуру.

Фархад Фарзалиев, художник:

«Эта выставка - прекрасный способ познакомиться с азербайджанским современным искусством. У нас есть работы очень известных мастеров, и есть арт-объекты совсем молодых художников, у которых всё впереди.Прекрасно, что такая сильная институция, как Пермский музей современного искусства проводит эту выставку. На открытие пришло очень много людей. Они заинтересованные, думающие, задающие много вопросов. Было приятно, что выставка в первый же день работы вызвала такой отклик».

Елена Сушанек, посетитель выставки: «Выставка поднимает острые темы, размышляет о национальном характере, думает, анализирует, играет с местными традициям, мистифицирует... Очевидны её связи с мировой европейской культурой... В ней много критики и самокритики... Но ещё больше, наверное, любви».

Художники, объединившись, создали яркий образ Азербайджана, голографический, объемный, в чем-то вызывающий, но художественно точный и современный.

Выставка «Конфетный горы, нефтяные берега» будет работать до 15 ноября.

Выставка организована при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края.

Игорь Гладнев обратился к культурному сообществу Пермского края