Спектакль любопытен тем, что по жанру это музыкальная драма – куклы и хоры поют и декламируют стихи. Автором оперного либретто стал московский поэт Вадим Жук. Добрый юмор его стихов позволил привнести в трагикомическую историю великого классика нотку светлой грусти. О своей работе он отозвался так: «Пленительный каллиграфический дар Акакия мне показался единственной его защитой от недоброго мира. Поэтому явился хор-ансамбль букв, его друзей и соратников. «Господа, зачем вы меня обижаете?» – одна из самых пронзительных фраз мировой литературы.
Рифма и ритмы помогли мне сформулировать то, что для меня представляется главным в этой книге».
Обратят на себя внимание зрителей и куклы Аллы Гониодской, американской художницы, сотрудничество с которой началось в 2009 году с «Короля Лира». Из всех материалов она предпочитает папье-маше, и в этой любви к бумаге она похожа на главного героя Башмачкина. Кроме того, прежде чем куклы будут готовы, она делает множество эскизов, «погружаясь» в море бумаг. «Я не делаю механики в куклах, я делаю скульптуру ассиметричной, чтобы лицо и тело двигались и меняли свое выражение в зависимости от поворота головы, направления освещения и работы актёра», – признаётся Алла Гониодская.
Создатели спектакля собираются погрузить зрителей в иррациональный, фантасмагоричный мир повести Гоголя. Дмитрий Заболотских, сорежиссёр, рассказал о своём видении концепции сценической версии так: «Достоинство человека прямо определяется одежкой. В финале пьесы Башмачкин уже умер, но шинель продолжает жить, ей уже не нужен хозяин. Бывает, в «Шинели» видят сюрреализм, но я вижу в ней, к сожалению, самый настоящий реализм, прямое высказывание о том, что статус уже отделился от человека и живет своей жизнью. Что мне дорого у Гоголя? Тема жалости к маленькому человеку, тема мечты о лучшем и справедливом мире, где человека любят не за шинель, не за должность, а просто за то, что он есть. Эта мечта Гоголя об идеальном мире, по сути, о мире до грехопадения, для меня очень важна».
Музыку к спектаклю написал пермский композитор Сергей Иванов. Чтобы лучше понять Петербург Гоголя, он специально съездил в северную столицу.
«В музыке мне хотелось передать атмосферу Петербурга, – отметил он, – с его метелями, фонарями, набережными, архитектурой, небом, причем я пытался прочувствовать город. Я надеюсь, что мне это удалось».
Премьерные показы «Шинели» пройдут 22-24 и 26 ноября.