Развитие советской космонавтики не было «безоблачным»
Пермь, 12 апреля - DIXINEWS.
Предлагаем вниманию публикацию, которая по мнению некоторых пермских ученых, направлена, прежде всего, на борьбу за чистоту науки и научную честность.
Доктор технических наук Александр Болонкин подготовил публикацию "«Академик» Кротов и Российские общественные «Академии»", которая, по его мнению, посвящена неизвестным широкому кругу читателей аспектам создания одной из таких «теорий» и «ученому», создавшему теорию, которая только усложняла решение задач оптимального управления и не имела даже малейшего значения в практическом использовании.
Все знают о том, с какими трудностями встречались конструкторы и инженеры СССР при запуске первых ракет, выходящих на околоземную орбиту. Были трудности и с созданием теории управления полетами. В научной истории космонавтики, наверное, так же, как и в любой науке, встречались и свои лжеученые, и свои таланты.
Как утверждает автор произведения (цитата): "К счастью, история космонавтики все расставила на свои места. В современной России наблюдаются тенденции создания лжеучений, авторы многих из которых являются «академиками» различных общественных «академий»".
Для справки:
Алекса́ндр Алекса́ндрович Боло́нкин (род. 14 марта 1933) — советско-американский учёный, доктор технических наук (1971), профессор, специалист в области авиации, космонавтики, математики и компьютерной техники.
Им предложены принципиально новые методы в теории оптимизации и оптимального управления и сделаны их приложения к динамике полёта и автоматическому управлению. Предложены новые безракетные методы запуска и полёта космических аппаратов и разработаны соответствующих теорий.
А. А. Болонкин является автором более 190 научных статей и книг, 17 патентованных изобретений и более 100 заявок-изобретений, которые он представил для общего пользования. Участник многих международных форумов и общеамериканских конференций, куда он представил десятки своих работ.
А. А. Болонкин работал ведущим инженер-расчётчиком в авиационном ОКБ Антонова, начальником отдела надёжности в ракетном ОКБ Глушко, преподавал в МАИ, МАТИ, МВТУ им. Баумана, в США он работал старшим научным сотрудником в НАСА и крупнейших научно-исследовательских лабораториях Военно-Воздушных сил США, преподавал в NYU, NJIT и др. американских университетах.
Текст статьи от автора:
«Академик» Кротов и Российские общественные «Академии»
Д.т.н. Александр Болонкин, Городской университет Нью-Йорка (США), CUNY, USA .
Введение:
В статье кратко описан метод оптимального управления В.Ф. Кротова и критика этого метода. Показана несостоятельность решений Кротова, сделанных в его диссертациях с точки зрения научного и практического использования в двигателестроение, авиации и космонавтике. Описана научная история В.Ф. Кротова. Приведена критика некоторых общественных научных «академий».
Усилиями В.Ф.Кротова и его команды определенную известность получил метод решения оптимальных задач динамики, названный В.Ф. Кротовым своим именем [1]-[3].
Суть метода состоит в следующем. Задан функционал (функция цели) и дифференциальные уравнения движения объекта. Требуется найти оптимальное управление движением этого объекта. Например, полет самолета, ракеты или перемещение автомобиля с одного места на другое с минимумом расхода топлива.
Для решения таких задач еще в начале прошлого века американским ученым Беллманом было получено уравнение, являющееся ДОСТАТОЧНЫМ условием оптимальности и дающее ВСЕ (в том числе и разрывные) - решения данной задачи включая решения АБСОЛЮТНОГО минимума. Переменные в этом уравнении, на которые пилот может воздействовать в доли секунды (например, штурвал самолета (руль автомобиля), сектор (педаль) газа двигателя – являются в нем управлениями, а кривые траекторий, скорости, высоты аппарата, которые получаются в результате выбранного управления – называются фазовыми координатами. Беллман требует только поиска минимума энергетических затрат по управлению. Для решения этого уравнения и его частных случаев разработано много численных методов.
Небольшие модификации этого уравнения позволяют решать разрывные задачи, получать особые и скользящие режимы. Для получения отдельных решений в общем случае (включая разрывные решения) есть хорошо разработанные методы вариационного исчисления, и, в частности, метод Понтрягина.
Суть «метода» В.Ф. Кротова
Что же нового внес В.Ф. Кротов в теорию оптимизации? Он предложил к требованию минимума этого уравнения по управлению добавить дополнительное абсолютно НЕНУЖНОЕ требование минимума по фазовым координатам, что сразу сделало задачу практически нерешаемой. Найти непрерывные кривые, удовлетворяющую дополнительному требованию минимума по фазовым координатам, практически невозможно. Множество непрерывных кривых фазовых координат не упорядочено, что исключает обычный перебор, а если рассматривать кривые фазовых координат как числа, то это немедленно приводить к разрыву фазовых координат, что недопустимо в технических задачах. Например, если исследователь решает задачу полета на заданную дальность с минимумом расхода топлива и получает, что он должен мгновенно переместиться в заданную конечную точку, то очевидно, что метод неверен, ибо технически это невозможно, да и задача оптимизации теряет смысл. Дополнительное условие В.Ф. Кротова практически означает, что, если привязать к автомобилю огромный камень, то скорость автомашины колоссально возрастет. Я уже не говорю о многочисленных математических некорректностях, поскольку В.Ф. Кротов не закончивал механико-математический факультет университета, т.е. не имел базового математического образования.
Однако В.Ф. Кротов создал группировку лиц, желающих получить ученые степени, и поднял крик, что он разработал новый и весьма эффективный метод поиска глобального минимума. Если диссертант не желал стать членом его банды, а тем более критиковал его «метод», Кротов являлся на его защиту со своей бандой (все командировки за казенный счет!), привозил кучу отрицательных отзывов членов свой марионеточной группировки, которые (как и сам Кротов) даже не читали диссертации претендента, и устраивал на защите бардак. Многие диссертанты, стремясь обеспечить поддержку или хотя бы не сопротивление группы В.Ф. Кротова и публикацию в печати (почти все позиции референтов и консультантов в научных и реферативных журналах, издательстве, публиковавших работы по оптимизации, захватили члены его группировки) стали писать, что они якобы решили свою задачу методом В.Ф. Кротова. Хотя все они пользовались обычными методами. Смею утверждать, что нет и не может существовать решения никакой задачи методом В.Ф. Кротова, которую нельзя было бы решить существующими методами. Что касается давно известных в теории управления, так называемых, скользящих режимов, то теория их была разработана итальянским математиком Писоне и школой академика (АН СССР) Понтрягина. Теория разрывных решений в вариационных задачах (теории оптимизации) была хорошо разработа и до трудов В.Ф.Кротова.
О гиганской «полезности» технических задач, решенных В.Ф. Кротовым
Но может быть В.Ф. Кротов своим методом решил технические задачи, которые, как он обещал, сделают переворот в технике?
В кандидатской диссертации он в качестве иллюстрации своего метода решает задачу оптимального режима работы двигателя внутреннего сгорания и получает потрясающий результат: чтобы экономить топливо, надо как можно чаще – минимум несколько раз в каждую секунду – включать и выключать двигатель. В.Ф. Кротов требовал себе за это сразу присвоения ученой стопени доктора физико-математических наук. Ученый Совет ошарашенный его «колоссальным открытием» в незнакомой им области, обещающим экономить миллионы тонн дифицитного жидкого топлива во всех областях народного хозяйства, тем не менее, дал ему ученую степень кандидата физико-математических наук.
В.Ф. Кротову, как выпускнику технического вуза (МВТУ), следовало бы знать, что в любом двигателе внутреннего сгорания (реактивном, турбовинтом, автомобильном и др.) существуют переходные процессы разгона и торможения двигателя, которые потребляют значительное количество топлива и при которых двигатель не производит работу. Говорят нашелся чудак, который ему поверил, испробовал на своем автомобиле. Но израсходовал топливо, посадил аккумулятор, стартер и двигатель, а с места так и не сдвинулся.
Замечу, что задача минимизации управления расходом топлива решается в технике (в частности в авиации) введением специального экономического режима и никакие скользящие режимы В.Ф.Кротова здесь не нужны. Честолюбивому В.Ф.Кротову звания кандидата наук показалось мало. Он тут же строчит докторскую диссертацию и своим методом решает новую техническую задачу. Оказывается космические корабли спускаются с орбиты неправильно. Да и пилоты боевых самолетов тормозятся не так. Если пилот будет дергать ручку управления «вниз-вверх» как можно чаще, то, по «теории» В.Ф. Кротова, торможение летательного аппарата в атмосфере увеличится. То, что при этом колоссально возрастут перегрузки на космический корабль (летательный аппарат) и тепловой поток (а, значит, резко возрастет вес аппарата и теплозащита), ему невдомек.
Да и зачем тормозить таким экзотическим способом, если в технике давно используются отлично себя закорекомендовавшие (экономные с точки зрения веса) и весьма эффективные способы торможения (тупой нос у входящего в атмосферу космического аппарата и воздушные тормозные щитки у самолетов). Да и каково пилоту и пассажирам, если их с максимальной силой будет бросать то вверх, то вниз? Это все равно, что шоферу вместо использования обычных тормозов предложить тормозить вращением руля налево-направо.
В свою группировку (банду, как написала газета «Энергетика и промышленность России» No. 11, 2001, Наука: http://www.eprussia.ru/epr/15/895.htm) [4] – [7]. В.Ф.Кротов вербует таких же верхушечников как сам. Например, его ближайший кливрет Гурман В.И. защищает докторскую диссертацию по оптимальному переводу спутника с орбиты на орбиту [8]. Задолго до него было известно, что для перевода спутника на более высокую орбиту импульс (включение тяги) надо давать в перигее (самой низкой точке) орбиты. Если тяга двигателя ограничена, то импульс надо повторять после каждого оборота спутника. Он же доказывал очевидную вещь, что если время импульса уменьшать до нуля, а число импульсов до бесконечности, то мы получим минимум расхода топлива. То есть проповедовалась та же идея с бесконечным включением-выключением двигателя, что и в кротовской кандидатской диссертации. Он забыл только упомянуть (не знает?), что даже в идеальном случае, без учета переходных процессов, выигрыш составляет сотые доли процента, а количество оборотов и время перехода спутника с орбиты на орбиту становится бесконечным.
Научная судьба ученого В.Ф. Кротова
Все теории В.Ф. Кротова абсолютно бесполезны для практики. Тем не менее, с помощью своей группировки В.Ф. Кротов провозглашает себя ведущим ученым в теории оптимизации. У тех, кто указывает на его ошибки или осмеливается критиковать его «теории», он со своей группировкой стремится провалить защиты диссертаций, публикацию книг, а то и нагло пишет в ревью, что авторы повторяют или используют кротовский метод. На защиту неугодных диссертантов, отказавшихся вступить в его команду, а тем более осмелившихся указывать на ошибки в его работах и «гениальных» решениях технических проблем, В.Ф. Кротов командировал (за казенный счет, разумеется) своих кливретов и привозил пачку отрицательных отзывов членов своей банды, ни один из которых не читал (как и сам В.Ф. Кротов) диссертационную работу, а писал только обшие слова «не достойна», «неверна», «списана у В.Ф. Кротова».
Склоки, которые он устраивал, не очень нравились руководству учреждений, где он работал. Его выдавили из передового, престижного МАИ, в небольшой институт МАТИ. Но и здесь вскоре постарались от него избавиться. Два года его никто не хотел принимать на работу, пока, наконец, его приняли в далекий от техники, а тем более от авиации и космонавтики (где он прославился своими уже упоминаемыми, «гениальными» решениями в двигателестроении, авиации и космонавтике) в Московский экономо-статистический институт. Но и отсюда ему пришлось уйти заведующим лабораторией в ИПУ, тихое место, где надо (но необязательно) появляться раз в неделю.
Из МАТИ выставили и его «известного» ученика, открывателя «скользящих режимов в космических перелетах», Гурмана В.И. Пришлось Гурману ехать «поднимать» науку в Сибирь (Иркутск), а затем снова перебираться поближе к Москве в небольшой двухэтажный Переяславль-Залеский «университет». Но методы В.Ф. Кротова он освоил основательно: написал кучу статей и книг о методе расширения, ни разу не упомянув даже в списке использованной литературы основателя этого метода [9]. Впрочем тоже можно сказать о всех его работах по особым режимам [10].
О некоторых общественных «академиях»
Цель В.Ф. Кротова – стать академиком государственной РАН так и не осуществилась, несмотря на сотрудничество с КПСС и известными органами. Однако он неоднократно писал, что он «академик» и выводил линк на Российскую Академию Наук (РАН РФ), в которой он не значится. Он есть в списке общественной (по сути дела частной, ибо зарегистрировать подобную организацию может каждый желающий) организации - Российской Инженерной Академии (РИА). Но РАН и РИА отличаются как небо от земли. Разница, например, состоит в том, что РАН пожизненно платит добавку к заработной плате своим академикам (20000 рублей (2003г)), а вступить в РИА и стать «академиком» может каждый, кто вносит значительные вступительные и членские взносы (от 3000 до 30000 рублей). Поскольку честолюбивых проходимцев, чиновников и богатых людей в России много, то число «академиков» в РИА много больше, чем во всех отделениях РАН РФ. Один мой знакомый, не имеющий никакого отношения к науке, в газете всем сообщил, что его «избрали» академиком в РИА и даже в доказательство опубликовал удостоверение «академика». Я поинтересовался в РАН, что это за организация? Оказалось, что к РАН РФ она никакого отношения не имеет, список научных трудов ее не интересует. Это фактически частная лавочка по выманиванию денег у честолюбивых или амбиозных неудачников. Мой знакомый признался мне, что выдали ему удостоворение по блату: его друг состоит в руководстве общественной академии. РИА похожа на общественный «Института истории» в США, который за солидную сумму присылает бумажку, что он «избирает» вас «Человеком Года», «Выдающимся Деятелем США или Мира» и вообще, кем вы хотите. А в России прямо через Интернет за тысячу долларов продают диплом любого университета.
Вообще этих общественных «академий» в России развелось несметное количество: более 80. За солидную сумму они «изберут» вас кем угодно, хоть «профессором», хоть «академиком», наградят любыми почетными званиями и медалями за несуществующие или малозначимые «выдающие достижения». Моего знакомого, побывавшего на одной из конференций подобной организации, удивил вопрос ученого секретаря к одному из участников конференции: «Какую награду будете покупать»?
Забавно, что руководство отлично понимает всю фальш своих «академий». Ни одна из общественных «академий» не ответила на мои запросы о сумме вступительных, годовых взносов, стоимости «наград». Претенденты на чеках должны писать: «на организационные расходы».
В государственной РАН академиком (т.е. бессмертным) становятся пожизненно. Даже А.Д.Сахарова АН СССР, несмотря на все требования ЦК КПСС, не отважилась лишить звания академика. А нынешние частные лавочки за двухгодичную задолжность по взносам выкидывают своих «академиков» из академиков. Более того, их свежеиспеченные «ученые» начинают претендовать на всевозможные льготы, утверждая, что их звания выше государственных, ибо они объединились в некую «международную» организацию и имеют дипломы «Всемирной» ассоциации.
Известно, что российская наука сейчас находится в глубоком кризисе, так низко она не была за всю свою историю. Но если в государственной РАН число академиков 531 (2011г), то огромная армия «академиков» в так называемых обшественных «академиях» превышает десятки тысяч человек. Произошло полное опошление этого некогда почетного и высокого звания.
Нобелевский лауреат академик В. Л. Гинзбург считал [12]: РАЕН — это же сплошная липа, это добровольная организация, куда идут те, кого не выбрали в РАН или другие настоящие академии. Осудил своих сотрудников за членство в общественных «академиях» и Президент государственной РАН академик Ю.С. Осипов[11]. Писала о фальшивых «академиях» и российская печать [13]. Число же дипломов «академиков» у некоторых чиновников превышает 5 – 7. Это «гении» во всех областях науки.
Заключение
К сожалению, в науке встречаются люди, которые, занимаются не наукой, а собственным пиаром, стремлением получить незаслуженный научный вес, должности, титулы, повышенную зарплату, квартиру и мнение окружающих о себе, как выдающемся ученом. Этому, в числе прочего, способствует членство в некоторых общественных академиях, превратившихся, по своей сути, в частные коммерческие организации и продающие странные награды и звания непризнанным «гениям». Прекратить эту дискредитацию, девальвацию ученых, науки и спекуляцию званиями и наградами просто. Достаточно провести переригистрацию всех «академий» и обязать их называться тем, что они есть: т.е. ОБЩЕСТВАМИ инженеров, ученых, рыболовов, собаководов, защитников окружающей среды и т.п., запретить им присуждать ученые степени и звания.
Я понимаю, какое болото я затрагиваю и какую многотысачную армию врагов наживаю. Но прогресс страны не могут обеспечить Лысенки, Петрики, Кротовы.
Литература:
[1]. Кротов В.Ф., Диссертации: кандидатская и докторская. МАИ.
[2]. Кротов В. Ф., Разрывные решения вариационных задач // Известия вузов.
Математика. 1960, № 5. С. 86-98. 1961, № 2. С. 75-89.
[3]. Кротов В. Ф. Методы решения вариационных задач на основе достаточных условий абсолютного минимума. I—IV // Автоматика и телемеханика. 1962, т. 23, № 12, с. 1571—1583. 1963, т. 24, № 5, с. 581—598. 1963, т. 24, № 7, с. 826—843. 1965, т. 26, № 1, с. 24-41.
[4].«Энергетика и промышленность России» No.11, 2001, Наука: http://www.eprussia.ru/epr/15/895.htm .
[5].Научный портал KM.RU, Наука и техника
http://www.km.ru/nauka/C38C7EB22FA04269B6C102B6AAE3DE2C .
[6]. Журнал Биометрика http://biometrica.tomsk.ru/osan1.htm .
[7]. Belref.ru Наука и техника (Белоруссия)
http://belref.ru/6939-osobennosti-sovetskoj-i-amerikanskoj-nauki.html .
[8]. Гурман В.И., Докторская диссертация, МАИ.
[9] Болонкин А.А., Принцип расширения и условие Якоби вариационного исчисления. ДАН АН УССР, №7, 1964 г.
[10]. Болонкин А.А., Новые методы оптимизации и их применение. Москва,
МВТУ им. Баумана, 1972г, 220 стр. Российская Государственная библиотека (бывшая Ленинка). Фотофильм 861-83.869-6.
[11] Ю. С. Осипов. Проблемы борьбы с лженаукой (рус.). Вестник
Российской академии наук (1999). Архивировано из первоисточника 21 марта 2007. http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/FALSE.HTM
[12] Интервью В.Л. Гинзбурга журналу «ESQUIRE» (полная версия)
http://ufn.ru/tribune/trib130606.pdf
[13] Андрей Ваганов, Владимир Покровский. Звание академика по сходной цене (рус.), Независимая газета (12 февраля 2003). Архивировано из первоисточника 18 марта 2012. Проверено 18 марта 2012. http://www.ng.ru/science/2003-02-12/1_academician.html
Доктор технических наук Александр Болонкин подготовил публикацию "«Академик» Кротов и Российские общественные «Академии»", которая, по его мнению, посвящена неизвестным широкому кругу читателей аспектам создания одной из таких «теорий» и «ученому», создавшему теорию, которая только усложняла решение задач оптимального управления и не имела даже малейшего значения в практическом использовании.
Все знают о том, с какими трудностями встречались конструкторы и инженеры СССР при запуске первых ракет, выходящих на околоземную орбиту. Были трудности и с созданием теории управления полетами. В научной истории космонавтики, наверное, так же, как и в любой науке, встречались и свои лжеученые, и свои таланты.
Как утверждает автор произведения (цитата): "К счастью, история космонавтики все расставила на свои места. В современной России наблюдаются тенденции создания лжеучений, авторы многих из которых являются «академиками» различных общественных «академий»".
Для справки:
Алекса́ндр Алекса́ндрович Боло́нкин (род. 14 марта 1933) — советско-американский учёный, доктор технических наук (1971), профессор, специалист в области авиации, космонавтики, математики и компьютерной техники.
Им предложены принципиально новые методы в теории оптимизации и оптимального управления и сделаны их приложения к динамике полёта и автоматическому управлению. Предложены новые безракетные методы запуска и полёта космических аппаратов и разработаны соответствующих теорий.
А. А. Болонкин является автором более 190 научных статей и книг, 17 патентованных изобретений и более 100 заявок-изобретений, которые он представил для общего пользования. Участник многих международных форумов и общеамериканских конференций, куда он представил десятки своих работ.
А. А. Болонкин работал ведущим инженер-расчётчиком в авиационном ОКБ Антонова, начальником отдела надёжности в ракетном ОКБ Глушко, преподавал в МАИ, МАТИ, МВТУ им. Баумана, в США он работал старшим научным сотрудником в НАСА и крупнейших научно-исследовательских лабораториях Военно-Воздушных сил США, преподавал в NYU, NJIT и др. американских университетах.
Текст статьи от автора:
«Академик» Кротов и Российские общественные «Академии»
Д.т.н. Александр Болонкин, Городской университет Нью-Йорка (США), CUNY, USA .
Введение:
В статье кратко описан метод оптимального управления В.Ф. Кротова и критика этого метода. Показана несостоятельность решений Кротова, сделанных в его диссертациях с точки зрения научного и практического использования в двигателестроение, авиации и космонавтике. Описана научная история В.Ф. Кротова. Приведена критика некоторых общественных научных «академий».
Усилиями В.Ф.Кротова и его команды определенную известность получил метод решения оптимальных задач динамики, названный В.Ф. Кротовым своим именем [1]-[3].
Суть метода состоит в следующем. Задан функционал (функция цели) и дифференциальные уравнения движения объекта. Требуется найти оптимальное управление движением этого объекта. Например, полет самолета, ракеты или перемещение автомобиля с одного места на другое с минимумом расхода топлива.
Для решения таких задач еще в начале прошлого века американским ученым Беллманом было получено уравнение, являющееся ДОСТАТОЧНЫМ условием оптимальности и дающее ВСЕ (в том числе и разрывные) - решения данной задачи включая решения АБСОЛЮТНОГО минимума. Переменные в этом уравнении, на которые пилот может воздействовать в доли секунды (например, штурвал самолета (руль автомобиля), сектор (педаль) газа двигателя – являются в нем управлениями, а кривые траекторий, скорости, высоты аппарата, которые получаются в результате выбранного управления – называются фазовыми координатами. Беллман требует только поиска минимума энергетических затрат по управлению. Для решения этого уравнения и его частных случаев разработано много численных методов.
Небольшие модификации этого уравнения позволяют решать разрывные задачи, получать особые и скользящие режимы. Для получения отдельных решений в общем случае (включая разрывные решения) есть хорошо разработанные методы вариационного исчисления, и, в частности, метод Понтрягина.
Суть «метода» В.Ф. Кротова
Что же нового внес В.Ф. Кротов в теорию оптимизации? Он предложил к требованию минимума этого уравнения по управлению добавить дополнительное абсолютно НЕНУЖНОЕ требование минимума по фазовым координатам, что сразу сделало задачу практически нерешаемой. Найти непрерывные кривые, удовлетворяющую дополнительному требованию минимума по фазовым координатам, практически невозможно. Множество непрерывных кривых фазовых координат не упорядочено, что исключает обычный перебор, а если рассматривать кривые фазовых координат как числа, то это немедленно приводить к разрыву фазовых координат, что недопустимо в технических задачах. Например, если исследователь решает задачу полета на заданную дальность с минимумом расхода топлива и получает, что он должен мгновенно переместиться в заданную конечную точку, то очевидно, что метод неверен, ибо технически это невозможно, да и задача оптимизации теряет смысл. Дополнительное условие В.Ф. Кротова практически означает, что, если привязать к автомобилю огромный камень, то скорость автомашины колоссально возрастет. Я уже не говорю о многочисленных математических некорректностях, поскольку В.Ф. Кротов не закончивал механико-математический факультет университета, т.е. не имел базового математического образования.
Однако В.Ф. Кротов создал группировку лиц, желающих получить ученые степени, и поднял крик, что он разработал новый и весьма эффективный метод поиска глобального минимума. Если диссертант не желал стать членом его банды, а тем более критиковал его «метод», Кротов являлся на его защиту со своей бандой (все командировки за казенный счет!), привозил кучу отрицательных отзывов членов свой марионеточной группировки, которые (как и сам Кротов) даже не читали диссертации претендента, и устраивал на защите бардак. Многие диссертанты, стремясь обеспечить поддержку или хотя бы не сопротивление группы В.Ф. Кротова и публикацию в печати (почти все позиции референтов и консультантов в научных и реферативных журналах, издательстве, публиковавших работы по оптимизации, захватили члены его группировки) стали писать, что они якобы решили свою задачу методом В.Ф. Кротова. Хотя все они пользовались обычными методами. Смею утверждать, что нет и не может существовать решения никакой задачи методом В.Ф. Кротова, которую нельзя было бы решить существующими методами. Что касается давно известных в теории управления, так называемых, скользящих режимов, то теория их была разработана итальянским математиком Писоне и школой академика (АН СССР) Понтрягина. Теория разрывных решений в вариационных задачах (теории оптимизации) была хорошо разработа и до трудов В.Ф.Кротова.
О гиганской «полезности» технических задач, решенных В.Ф. Кротовым
Но может быть В.Ф. Кротов своим методом решил технические задачи, которые, как он обещал, сделают переворот в технике?
В кандидатской диссертации он в качестве иллюстрации своего метода решает задачу оптимального режима работы двигателя внутреннего сгорания и получает потрясающий результат: чтобы экономить топливо, надо как можно чаще – минимум несколько раз в каждую секунду – включать и выключать двигатель. В.Ф. Кротов требовал себе за это сразу присвоения ученой стопени доктора физико-математических наук. Ученый Совет ошарашенный его «колоссальным открытием» в незнакомой им области, обещающим экономить миллионы тонн дифицитного жидкого топлива во всех областях народного хозяйства, тем не менее, дал ему ученую степень кандидата физико-математических наук.
В.Ф. Кротову, как выпускнику технического вуза (МВТУ), следовало бы знать, что в любом двигателе внутреннего сгорания (реактивном, турбовинтом, автомобильном и др.) существуют переходные процессы разгона и торможения двигателя, которые потребляют значительное количество топлива и при которых двигатель не производит работу. Говорят нашелся чудак, который ему поверил, испробовал на своем автомобиле. Но израсходовал топливо, посадил аккумулятор, стартер и двигатель, а с места так и не сдвинулся.
Замечу, что задача минимизации управления расходом топлива решается в технике (в частности в авиации) введением специального экономического режима и никакие скользящие режимы В.Ф.Кротова здесь не нужны. Честолюбивому В.Ф.Кротову звания кандидата наук показалось мало. Он тут же строчит докторскую диссертацию и своим методом решает новую техническую задачу. Оказывается космические корабли спускаются с орбиты неправильно. Да и пилоты боевых самолетов тормозятся не так. Если пилот будет дергать ручку управления «вниз-вверх» как можно чаще, то, по «теории» В.Ф. Кротова, торможение летательного аппарата в атмосфере увеличится. То, что при этом колоссально возрастут перегрузки на космический корабль (летательный аппарат) и тепловой поток (а, значит, резко возрастет вес аппарата и теплозащита), ему невдомек.
Да и зачем тормозить таким экзотическим способом, если в технике давно используются отлично себя закорекомендовавшие (экономные с точки зрения веса) и весьма эффективные способы торможения (тупой нос у входящего в атмосферу космического аппарата и воздушные тормозные щитки у самолетов). Да и каково пилоту и пассажирам, если их с максимальной силой будет бросать то вверх, то вниз? Это все равно, что шоферу вместо использования обычных тормозов предложить тормозить вращением руля налево-направо.
В свою группировку (банду, как написала газета «Энергетика и промышленность России» No. 11, 2001, Наука: http://www.eprussia.ru/epr/15/895.htm) [4] – [7]. В.Ф.Кротов вербует таких же верхушечников как сам. Например, его ближайший кливрет Гурман В.И. защищает докторскую диссертацию по оптимальному переводу спутника с орбиты на орбиту [8]. Задолго до него было известно, что для перевода спутника на более высокую орбиту импульс (включение тяги) надо давать в перигее (самой низкой точке) орбиты. Если тяга двигателя ограничена, то импульс надо повторять после каждого оборота спутника. Он же доказывал очевидную вещь, что если время импульса уменьшать до нуля, а число импульсов до бесконечности, то мы получим минимум расхода топлива. То есть проповедовалась та же идея с бесконечным включением-выключением двигателя, что и в кротовской кандидатской диссертации. Он забыл только упомянуть (не знает?), что даже в идеальном случае, без учета переходных процессов, выигрыш составляет сотые доли процента, а количество оборотов и время перехода спутника с орбиты на орбиту становится бесконечным.
Научная судьба ученого В.Ф. Кротова
Все теории В.Ф. Кротова абсолютно бесполезны для практики. Тем не менее, с помощью своей группировки В.Ф. Кротов провозглашает себя ведущим ученым в теории оптимизации. У тех, кто указывает на его ошибки или осмеливается критиковать его «теории», он со своей группировкой стремится провалить защиты диссертаций, публикацию книг, а то и нагло пишет в ревью, что авторы повторяют или используют кротовский метод. На защиту неугодных диссертантов, отказавшихся вступить в его команду, а тем более осмелившихся указывать на ошибки в его работах и «гениальных» решениях технических проблем, В.Ф. Кротов командировал (за казенный счет, разумеется) своих кливретов и привозил пачку отрицательных отзывов членов своей банды, ни один из которых не читал (как и сам В.Ф. Кротов) диссертационную работу, а писал только обшие слова «не достойна», «неверна», «списана у В.Ф. Кротова».
Склоки, которые он устраивал, не очень нравились руководству учреждений, где он работал. Его выдавили из передового, престижного МАИ, в небольшой институт МАТИ. Но и здесь вскоре постарались от него избавиться. Два года его никто не хотел принимать на работу, пока, наконец, его приняли в далекий от техники, а тем более от авиации и космонавтики (где он прославился своими уже упоминаемыми, «гениальными» решениями в двигателестроении, авиации и космонавтике) в Московский экономо-статистический институт. Но и отсюда ему пришлось уйти заведующим лабораторией в ИПУ, тихое место, где надо (но необязательно) появляться раз в неделю.
Из МАТИ выставили и его «известного» ученика, открывателя «скользящих режимов в космических перелетах», Гурмана В.И. Пришлось Гурману ехать «поднимать» науку в Сибирь (Иркутск), а затем снова перебираться поближе к Москве в небольшой двухэтажный Переяславль-Залеский «университет». Но методы В.Ф. Кротова он освоил основательно: написал кучу статей и книг о методе расширения, ни разу не упомянув даже в списке использованной литературы основателя этого метода [9]. Впрочем тоже можно сказать о всех его работах по особым режимам [10].
О некоторых общественных «академиях»
Цель В.Ф. Кротова – стать академиком государственной РАН так и не осуществилась, несмотря на сотрудничество с КПСС и известными органами. Однако он неоднократно писал, что он «академик» и выводил линк на Российскую Академию Наук (РАН РФ), в которой он не значится. Он есть в списке общественной (по сути дела частной, ибо зарегистрировать подобную организацию может каждый желающий) организации - Российской Инженерной Академии (РИА). Но РАН и РИА отличаются как небо от земли. Разница, например, состоит в том, что РАН пожизненно платит добавку к заработной плате своим академикам (20000 рублей (2003г)), а вступить в РИА и стать «академиком» может каждый, кто вносит значительные вступительные и членские взносы (от 3000 до 30000 рублей). Поскольку честолюбивых проходимцев, чиновников и богатых людей в России много, то число «академиков» в РИА много больше, чем во всех отделениях РАН РФ. Один мой знакомый, не имеющий никакого отношения к науке, в газете всем сообщил, что его «избрали» академиком в РИА и даже в доказательство опубликовал удостоверение «академика». Я поинтересовался в РАН, что это за организация? Оказалось, что к РАН РФ она никакого отношения не имеет, список научных трудов ее не интересует. Это фактически частная лавочка по выманиванию денег у честолюбивых или амбиозных неудачников. Мой знакомый признался мне, что выдали ему удостоворение по блату: его друг состоит в руководстве общественной академии. РИА похожа на общественный «Института истории» в США, который за солидную сумму присылает бумажку, что он «избирает» вас «Человеком Года», «Выдающимся Деятелем США или Мира» и вообще, кем вы хотите. А в России прямо через Интернет за тысячу долларов продают диплом любого университета.
Вообще этих общественных «академий» в России развелось несметное количество: более 80. За солидную сумму они «изберут» вас кем угодно, хоть «профессором», хоть «академиком», наградят любыми почетными званиями и медалями за несуществующие или малозначимые «выдающие достижения». Моего знакомого, побывавшего на одной из конференций подобной организации, удивил вопрос ученого секретаря к одному из участников конференции: «Какую награду будете покупать»?
Забавно, что руководство отлично понимает всю фальш своих «академий». Ни одна из общественных «академий» не ответила на мои запросы о сумме вступительных, годовых взносов, стоимости «наград». Претенденты на чеках должны писать: «на организационные расходы».
В государственной РАН академиком (т.е. бессмертным) становятся пожизненно. Даже А.Д.Сахарова АН СССР, несмотря на все требования ЦК КПСС, не отважилась лишить звания академика. А нынешние частные лавочки за двухгодичную задолжность по взносам выкидывают своих «академиков» из академиков. Более того, их свежеиспеченные «ученые» начинают претендовать на всевозможные льготы, утверждая, что их звания выше государственных, ибо они объединились в некую «международную» организацию и имеют дипломы «Всемирной» ассоциации.
Известно, что российская наука сейчас находится в глубоком кризисе, так низко она не была за всю свою историю. Но если в государственной РАН число академиков 531 (2011г), то огромная армия «академиков» в так называемых обшественных «академиях» превышает десятки тысяч человек. Произошло полное опошление этого некогда почетного и высокого звания.
Нобелевский лауреат академик В. Л. Гинзбург считал [12]: РАЕН — это же сплошная липа, это добровольная организация, куда идут те, кого не выбрали в РАН или другие настоящие академии. Осудил своих сотрудников за членство в общественных «академиях» и Президент государственной РАН академик Ю.С. Осипов[11]. Писала о фальшивых «академиях» и российская печать [13]. Число же дипломов «академиков» у некоторых чиновников превышает 5 – 7. Это «гении» во всех областях науки.
Заключение
К сожалению, в науке встречаются люди, которые, занимаются не наукой, а собственным пиаром, стремлением получить незаслуженный научный вес, должности, титулы, повышенную зарплату, квартиру и мнение окружающих о себе, как выдающемся ученом. Этому, в числе прочего, способствует членство в некоторых общественных академиях, превратившихся, по своей сути, в частные коммерческие организации и продающие странные награды и звания непризнанным «гениям». Прекратить эту дискредитацию, девальвацию ученых, науки и спекуляцию званиями и наградами просто. Достаточно провести переригистрацию всех «академий» и обязать их называться тем, что они есть: т.е. ОБЩЕСТВАМИ инженеров, ученых, рыболовов, собаководов, защитников окружающей среды и т.п., запретить им присуждать ученые степени и звания.
Я понимаю, какое болото я затрагиваю и какую многотысачную армию врагов наживаю. Но прогресс страны не могут обеспечить Лысенки, Петрики, Кротовы.
Литература:
[1]. Кротов В.Ф., Диссертации: кандидатская и докторская. МАИ.
[2]. Кротов В. Ф., Разрывные решения вариационных задач // Известия вузов.
Математика. 1960, № 5. С. 86-98. 1961, № 2. С. 75-89.
[3]. Кротов В. Ф. Методы решения вариационных задач на основе достаточных условий абсолютного минимума. I—IV // Автоматика и телемеханика. 1962, т. 23, № 12, с. 1571—1583. 1963, т. 24, № 5, с. 581—598. 1963, т. 24, № 7, с. 826—843. 1965, т. 26, № 1, с. 24-41.
[4].«Энергетика и промышленность России» No.11, 2001, Наука: http://www.eprussia.ru/epr/15/895.htm .
[5].Научный портал KM.RU, Наука и техника
http://www.km.ru/nauka/C38C7EB22FA04269B6C102B6AAE3DE2C .
[6]. Журнал Биометрика http://biometrica.tomsk.ru/osan1.htm .
[7]. Belref.ru Наука и техника (Белоруссия)
http://belref.ru/6939-osobennosti-sovetskoj-i-amerikanskoj-nauki.html .
[8]. Гурман В.И., Докторская диссертация, МАИ.
[9] Болонкин А.А., Принцип расширения и условие Якоби вариационного исчисления. ДАН АН УССР, №7, 1964 г.
[10]. Болонкин А.А., Новые методы оптимизации и их применение. Москва,
МВТУ им. Баумана, 1972г, 220 стр. Российская Государственная библиотека (бывшая Ленинка). Фотофильм 861-83.869-6.
[11] Ю. С. Осипов. Проблемы борьбы с лженаукой (рус.). Вестник
Российской академии наук (1999). Архивировано из первоисточника 21 марта 2007. http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/FALSE.HTM
[12] Интервью В.Л. Гинзбурга журналу «ESQUIRE» (полная версия)
http://ufn.ru/tribune/trib130606.pdf
[13] Андрей Ваганов, Владимир Покровский. Звание академика по сходной цене (рус.), Независимая газета (12 февраля 2003). Архивировано из первоисточника 18 марта 2012. Проверено 18 марта 2012. http://www.ng.ru/science/2003-02-12/1_academician.html