Пермские коннозаводчики верят, что государство их услышит и поможет
24 июля в рамках «Недели орловского рысака» прошла пресс-конференция на тему «Перспективы развития орловского коннозаводства и ипподромного дела в Пермском крае».
В мероприятии участвовали и.о. Министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Олег Шипиловских, совладельцы ООО «ППКЗ № 9» Сергей Левитан и Ольга Чернявская, президент Региональной Федерации бегового и скакового конного спорта Олег Гуков.
Источник: Наталья Яченко Автор фото: Елена Малкова
Сергей Левитан отметил, что «за последние полтора месяца завод продвинулся вперед с точки зрения реализации проектов намного дальше, чем за несколько прошедших лет». 22 ноября «легендарному, орденоносному» Пермскому пленному конному заводу № 9 исполнится 90 лет. Но важны не столько итоги, сколько его ближайшее будущее.
Завод специализируется на сохранении и производстве орловского конного рысака, который на своей широкой спине три столетия тащил Россию. Без него, утверждают коннозаводчики, страна не выиграла бы Отечественную войну 1812 года. Это не просто домашнее животное, а историко-культурное наследие, которое мы обязаны передать потомкам.
К сожалению, верховая орловско-растопчинская лошадь утрачена: Хрущев подарил ее Украине «с концами». Однако именно на ней выступали спортсмены на олимпиадах. С тех пор, как Россия стала закупать зарубежных лошадей, в спортивных состязаниях мы сдали свои позиции. Пермяки хотят возродить утраченную породу. Но для этого нужно решить несколько проблем.
Первая. Необходим инновационный научный центр на базе ипподрома и завода — лучших в стране.
Вторая. ППКЗ № 9 должен стать государственным (возможно частное государственное партнерство), потому что без поддержки государства нереально создать инфраструктуру, которая будет конкурентоспособной и принесет прибыль.
Есть соответствующий опыт на Западе. Есть и показательный пример в Уфе. Там на 5 тысячах гектарах реализуется амбициозный проект Национального конного парка, включающий широкий спектр услуг в области развлечения и культурного просвещения. Гости смогут познакомиться с культурными традициями башкир. Для этого создается модель аула, улица средневековых ремесел, площадка конного мини-театра для выступлений джигитов и исторических постановок.
Третья. Требуется решение о долгосрочной аренде земли и помещений для конезавода. Как отметила директор ППКЗ № 9 Ольга Чернявская, «у завода сегодня имеется бюджет — примерно 10 млн. в год. Имеются статьи прибыли от продажи жеребят и селекционно-племенной деятельности. Но только четверть этого бюджета может быть прибыльной».
Землю и сооружения завод получил в аренду на три года — в ноябре 2013-го она истекает, и дальнейшая судьба предприятия оказывается под вопросом. Кроме того, нужны новые помещения: прежние морально и физически устарели. Лошади болеют. А об инновационных мероприятиях и говорить не приходится.
Земли недостаточно. На данный момент в распоряжении завода 350 гектар земли. Нужны хотя бы 500. Переехать в другое место — подобно уничтожению. Для животных смена обстановки травматична. Половина маток перестанут жеребиться. Прирост сведется к нулю. Кроме того, на новом месте сразу возникает проблема с кадрами. Нужны высококлассные специалисты, которые, к радости пермских коннозаводчиков, у них сейчас работают.
Четвертая. Завод выживает только на продажах молодого поголовья. Требуются другие механизмы финансовых вливаний. Особенно радужные перспективы могут быть у ипподрома. В нашей стране зарабатывать на тотализаторе можно теперь только на ипподромах, находящихся в госсобственности, например, московском. Пермский находится в частных руках, причем собственник постоянно меняется. Как с горечью отметил Олег Гуков, «земля, которая была приобретена в 2002-м, пользуется только спросом перепродажи. Никто ее не применяет по назначению».
Но все же самая главная проблема — как сохранить породу орловского рысака. За два года, несмотря на неблагоприятные условия существования завода, на нем наблюдается прирост. За 2012 год родилось 47 жеребят. Всего в России осталось от 500 до 600 голов маток — племенное ядро рысака. На ППКЗ № 9 — 62, больше, чем где-либо. Но этого все равно мало. Для воспроизводства должна быть тысяча — полторы голов племенного ядра.
Олег Шипиловских заверил, что сегодня Министерство сельского хозяйства совместно с Министерством спорта ищут варианты поддержки и развития конного спорта в Прикамье.
В конце пресс-конференции Ольга Чернявская выразила надежду, что, быть может, «не красный человечек, а орловский рысак, которого знают во всем мире, станет брендом региона». Кстати, осенью будет рассматриваться вопрос о его включении в наследие ЮНЕСКО.
Но чтобы это было, необходимы вложения сегодня. По предварительным подсчетам Сергея Левитана, для строительства ипподрома нужны 50-60 млн. рублей, а для создания нового завода — 60-80 млн. рублей.