В Пермской галерее открывается проект «Акчим. Координаты»

11 октября в 18.30 в Пермской галерее открывается художественный проект Александра Морозова «Акчим. Координаты 60°28′35″ с. ш. 58°02′53″ в. д.», посвященный исследованию голоса и памяти.

Фотография из фондов Пермской художественной галереи. Источник: dixinews.ru Автор фото: Константин Большаков

Пермь, 8 октября - DIXINEWS.

Экспозиция создана на основе акчимского диалекта, некогда существовавшего на территории Пермского края и сегодня практически утраченного.

Акчимский диалект сформировался в одном из самых труднодоступных мест Пермского края – деревне Акчим, появившейся в XVIII веке и покинутой людьми в 90-е годы XX века. Диалект без носителей переходит в специфический виртуальный режим, становясь своего рода призраком, существующим между миром живых и миром мертвых. Акчимский диалект полностью описан и существует сегодня в виде уникального документа — шеститомного «Акчимского словаря», созданного учеными Пермского университета. Как диалект, оказавшийся между документом и голосом, может жить, проникая в мир тех, кто соприкасается с ним?

В своем проекте Александр Морозов создает голосовые объекты, ставя вопрос о том, чем является диалект в ситуации, когда больше нет носителей, но есть документ, свидетельствующий об этом диалекте как о существующем. Художник осуществляет своего рода реконструкцию памяти, показывая, что диалект не исчезает, но незримо присутствует в жизни людей и языка.

Художник создает интерактивные акустистические системы, служащие своеобразным интерфейсом, с помощью которого осуществляется доступ к исчезнувшим голосам.

Экспозиция состоит из трех инсталляций — «Фонограммы», «Ак чё мы» и «Возвращение.Синкопа», — каждая из которых устанавливает специфическое отношение между голосом и временем. Инсталляция «Фонограммы» создана на основе полевых записей, на которых можно услышать голос носителя акчимского диалекта. Запись превращается в голосовое письмо со скользящим адресатом, письмо из прошлого в настоящее, которое трансформируется под действием времени.

Инсталляция «Ак чё мы» — это своего рода голосовая машина, с помощью которой можно смоделировать ткань живой речи. Инсталляция представляет собой павильон, в котором размещены 72 звучащих ящика картотеки — композиций, созданных на основе полевых исследований акчимского диалекта. Зритель, выдвигая ящики и свободно комбинируя голоса, создает свое звуковое поле, акустическое зеркало деревни Акчим. Это действие напоминает работу с архаичным компьютером, где оператор «раздает команды», или игру на своеобразном музыкальном инструменте – языковом органе, на котором может сыграть любой, сочинив свою уникальную «композицию». Таким образом, зритель включается в перформативное измерение диалектной экоакустики.

Звуковая инсталляция «Возвращение. Синкопа» — это специально созданный для художественного проекта музыкальный инструмент - рог, повторяющий элемент одной из пермских деревянных скульптур под названием «Летящий ангел с трубой в руке». Ангел трубит в рожок, провозглашая Апокалипсис. Пермская скульптура напоминает, в том числе, и о роговых музыкальных инструментах, хорошо знакомых древним пермякам. Помимо звуковых инсталляций в экспозиции будет представлена серия объектов из металла, созданных на основе акчимского словаря. Зритель увидит скульптуры из шамота из серии «Архитектура Промысла», а также темперы на доске из цикла «Черная книга» — изображения вымерших птиц Пермского края.

Художественный проект «Акчим. Координаты 60°28′35″ с. ш. 58°02′53″ в. д.» создан при поддержке Министерства культуры Пермского края и будет открыт для посетителей до 11 ноября 2018 года, сообщили в пресс-службе галереи.


Популярное сегодня

Священники и имамы Перми раскрыли, чем вредит отменённый парад зомби