Блогеры Рунета усомнились в том, что пермский Молодёжный «Мемориал» с Ириной Кизиловой действительно отстаивает интересы призывников.
В одном из сообщений отмечается, что ещё осенью 2014 года пермская краевая общественная благотворительная организация Молодёжный «Мемориал» выиграла государственный грант для запуска нового проекта под названием «Имею право».
Правозащитники заявили, что будут «вооружать» призывников необходимыми правовыми знаниями, проводить информационно-просветительские встречи со старшеклассниками и студентами, а также родителями призывников. В частности, на сайте организации сказано, что «правовая грамотность поможет юношам осознанно подойти к выбору пути служения Отечеству» - в армии или на альтернативной гражданской службе. При этом сотрудники «Мемориала» обещают призывникам помогать отстаивать права на этот выбор.
Также сотрудники организации должны представлять на заседаниях краевой призывной комиссии интересы молодых людей, которые обратились к ним с жалобами на нарушение своих прав. Руководителем общественной правозащитной приёмной «Мемориала» стала Ирина Кизилова.
Как сообщается на сайте Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, «Ирина Дмитриевна смогла сплотить вокруг себя энтузиастов из молодёжной среды». Известно и то, что она уже давно занимается продвижением и популяризацией идеи об альтернативной гражданской службе.
Однако как выяснили блогеры, что один из помощников Кизиловой - Дмитрий Окунцев, выпускник Педагогического университета, после ВУЗа пытался поступить на альтернативную службу, но затем уехал в Эстонию, чтобы избежать призыва. Теперь он работает в паре с Кизиловой, распространяя идею альтернативной гражданской службы.
При этом активисты «Мемориала» используют в своей работе довольно странные методы. Создавая образ российской армии на плакатах и других агитматериалах, они используют гротескные и уродливые формы, якобы, демонстрирующие реалии Вооружённых Сил РФ.
Позднее Ирина Кизилова стала членом краевой призывной комиссии, председателем которой является губернатор Пермского края Виктор Басаргин. В конце 2014 года «Мемориал» сообщил о том, как активисты организации помогли призывнику с близорукостью, в минус семь диоптрий, избежать службы в армии. Якобы, не смотря на плохое зрение, его собирались отправить служить, но члены «Мемориала» помогли добиться справедливости. Позднее выяснилось, что сам призывник не знаком с Кизиловой, к правозащитникам никогда не обращался, а негодным к службе в армии его признала контрольная военно-врачебная комиссия. Молодой человек письменно подтвердил эту информацию.
В связи с окончанием весенней призывной кампании, активисты «Мемориала» вновь проявили высокую активность. Однако остаётся не ясным, чьи интересы преследует организация на самом деле, так как осенью 2014 года альтернативную службу выбрали 15 человек из 3000 призывников, а в 2013 году - всего лишь 10 человек.
Возникает резонный вопрос - стоит ли выделять государственные деньги на финансирование деятельности «Мемориала»? В последнее время на федеральном уровне всё чаще поднимаются темы о необходимости формирования у молодёжи ценностей и духовно-нравственных ориентиров, защиты государства и общества (служба в армии), роль и место Вооружённых Сил как важного института страны. Но при этом госфинансирование получают персонажи, которые учат призывников и молодых людей своему видению того, как надо любить Родину.
Возможно и то, что подобные правозащитники просто присосались к бюджету и по инерции тянутся местными властями. Если это действительно так, то возможно, бюджетное финансирование таких организаций продлится недолго.