Директор «Птицефабрики Чайковская» рассказал из-за чего подорожало яйцо

Петр Степанович Бельков, директор ЗАО «Птицефабрика Чайковская», предоставил объяснение о повышении цен на яйца и продукцию птицеводства, на что обратилось внимание Федеральное антимонопольное ведомство.

Директор «Птицефабрики Чайковская» рассказал из-за чего подорожало яйцо
Яйцо, выпускаемое "Чайковской Птицефабрикой". Источник: dixinews.ru Автор фото: Николай Галанов

Чайковский, 6 декабря - DIXINEWS.

В последнее время общественность в интернете волнует состояние птицеводства в России. Возникают утверждения о чрезмерных требованиях птицеводов, которые подняли цены на небеса и скоро выйдут за пределы разумного; о том, что куриное мясо и яйца активно экспортируются за границу; что скоро на прилавках магазинов не останется продукции. Мы не сомневались, к кому лучше всего обратиться за профессиональными разъяснениями по этому вопросу - к генеральному директору ЗАО «Птицефабрика Чайковская», Петру Степановичу Белькову. Пётр Степанович является одним из опытнейших птицеводов в регионе Прикамья.

«Я уже настолько старый, - смеётся он, - что в молодости выращивал огород семенами, полученными от отца брата!». Он занимается птицеводством уже 53 года и на протяжении многих десятилетий следит за динамикой изменения ценовой политики. Он подчеркивает, что это очень полезно и показательно. Например, по сравнению с 1990 годом стоимость дизельного топлива выросла в 1400 раз, электроэнергии - в 869 раз, пшеницы - в 105 раз, а цены на куриное яйцо... всего лишь в 43 раза. И птицеводов безосновательно критикуют за то, что они увеличили цены на свою продукцию.

Начнём с начала

Как отмечает Петр Степанович, за последние годы рентабельность в птицеводстве была низкой, не превышая 2 процента. Однако за 9 месяцев текущего года средняя рентабельность в отрасли выросла до 18 процентов, хотя для устойчивого развития требуется достигнуть 25 процентов. Эти средства являются необходимыми для создания новых предприятий и развития сельскохозяйственного производства с целью обеспечения продовольственной самодостаточности и надежности страны. Однако некоторые объявили Федеральной антимонопольной службе «Фас!» - обвиняя аграриев в излишней прибыли, хотя в действительности ситуация не такова.

2018 год был наиболее благоприятным для птицеводов. Зерно тогда приобреталось по цене от 5 до 6 рублей за килограмм. Однако после этого цена на зерно начала расти, и к октябрю 2021 года она достигла 19,12 рубля. В то же время, стоимость десяти яиц составляла 51 рубль, при это наценка торговых сетей, согласно данным Росстата, составляла 57 процентов. При этом затраты на торговлю у сетевых компаний на 270 раз меньше, чем у производителей сельхозпродукции. Тем не менее, именно они контролируют рынок, устанавливают условия и оплачивают продукцию только через месяц после ее продажи. Власти призывали всех директоров агропромышленных предприятий к борьбе с этой ситуацией, однако все эти призывы остались безрезультатными.

Петр Степанович подчеркивает, что необходимо защищать свои интересы и двигаться вперед. Если мы не будем делать этого, то мы рискуем оказаться в том же положении, что и раньше, когда до 1979 года страна полностью зависела от импорта польского яйца и курятины. Даже упаковка для яиц, картонная коробка, происходила из Польши. Однако сейчас из-за санкций нам не продадут ничего и нас призывают справляться с голодом. Поэтому нам остается надеяться только на себя. Ранее существовала Госплан, который собирал данные о потребностях птицеводов. К сожалению, эта система была закрыта, хотя страны с развитым сельским хозяйством унаследовали опыт и планируют свою деятельность на несколько лет вперед. Но мы живем по принципу «сегодняшним днем», не ориентируясь на будущее. 

Оптимистически настроен Петр Степанович и продолжает: «Мы все равно не стоим на месте. Правительство обратило внимание на сельское хозяйство, возможно, потому что производство зерна в стране увеличилось, и государство начало зарабатывать на его экспорте. Благодаря кредитам в последние годы мы получили некоторое вознаграждение и стали иметь уверенность в завтрашнем дне. Мы начали строить новые объекты, такие как цеха по убою птицы, холодильные камеры и яйцесортировочные цеха, и занимаемся модернизацией технологического оборудования».

Что касается утверждений о массовом экспорте куриного мяса и яиц, по словам Петра Степановича, это не соответствует действительности. Экспорт составляет менее 1 процента от общего объема производства. Экспорт осуществляется в основном в арабские страны, такие как Иран, Ирак и ОАЭ, примерно в том же объеме, что и импорт. Также он отмечает, что цена на курятины в три раза ниже, чем цена на говядину. Интересно, что россияне будут есть, если не курицу, учитывая, что поголовье крупного рогатого скота сократилось в 5 раз по сравнению с 1990 годом. В этом случае, возможно, стоит поблагодарить гайдаров, чубайсов и их сторонников, которые заявляли, что нет необходимости производить что-либо самому, когда все можно купить за границей. В итоге мы были вынуждены приобретать продукцию.

Торговые сети и иссяклые средства: проблемы птицеводческих хозяйств в России

Торговые сети играют основную роль в формировании цен на продукцию птицеводческих хозяйств. Если птицефабрика немного завышает свои цены, она может потерять спрос. Цены на яйца колеблются в зависимости от времени года: летом они падают, а осенью и зимой растут.

Петр Степанович подчеркнул: «Октябрь, ноябрь и декабрь, а также март и апрель с высоким спросом на яйца спасают нас, а все остальные пять месяцев мы работаем в убыток».

Это привело к тому, что за многие годы у птицефабрик иссякли оборотные средства. Птицеводы предоставляют продукцию сетям на месяц без оплаты, в то время как они сами приобретают корм, добавки и оборудование только по предоплате - иначе им нечего покупать. Именно в этом дилемма они оказываются всегда. Еще одна дилемма - между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Отсутствие оборотных средств также приводит к тому, что тракторы в хозяйствах работают почти сорок лет, вместо того чтобы прослужить максимум десять-двенадцать. Чем старше техника, тем больше требуется затрат на ее ремонт, потому что ее необходимо постоянно исправлять. Петр Степанович пришел на предприятие 37 лет назад, и в то же время был приобретен трактор К-700. Он все еще на ходу: на весне и осенью он пашет и вспашивает, а зимой с бульдозерным оборудованием он очищает дороги. Тогда он стоил 500 тысяч рублей, что казалось очень дорогим, но, оказывается, все стоимость относительна - сейчас они снова приобретают К-700, но уже по цене 19,5 миллионов рублей. Немного улучшенный, конечно, с кондиционером.

Петр Степанович также не обращает внимания на оборудование для содержания птицы: «По норме оно должно работать 8-10 лет. У нас же большинство оборудования работает более двадцати. Мы его ремонтируем и поддерживаем, чтобы не покупать новое. При нашем объеме - 28 корпусов на птицефабрике, мы должны в год реконструировать два, но в итоге реконструируем только один. И в какой-то момент клетка разрушится и некуда будет поместить птицу».

«Мы находимся в сложной ситуации, и нас, не разобравшись в ситуации, сегодня ругают со всех сторон - и покупатели, и власть. Снова вся вина возлагается на крестьян - это не наша инициатива, пришедшая к нам с далеких времен, но до сих пор оправданная» - дополняет Петр Степанович.

Отметим также, что в стране вообще нет производителей птицеводческого оборудования. Поэтому птицеводам приходится с горечью в душе обращаться к нашим германским друзьям и приобретать у них птицеводческое оборудование по завышенной цене. В идеале оно должно окупаться за 2-2,5 года, но из-за высокой стоимости оно окупается только за 5-6 лет или вовсе не окупается. К тому же, доставка такого оборудования представляет проблему. Даже если что-то производится в России, то комплектующие из Германии доставляются через Турцию.

«В общем, трудностей и проблем у нас с избытком», - жалуется Петр Степанович. - Из-за птичьего гриппа Россельхознадзор и Роспотребнадзор вводят ограничения. Контрольные органы начинают понимать нас только тогда, когда в стране начинает не хватать яиц и куриного мяса. В общем, сегодня все «помогают» нам. В результате, по сравнению с предыдущим годом, поголовье птицы в России сократилось на 16 миллионов голов».

Немного позитивной ноты

В текущем году «Птицефабрика Чайковская» показала рост производства яиц и планирует превзойти результаты прошлого года на 10%, достигнув отметки в 320 миллионов яиц к Новому году. При этом производство мяса останется на прежнем уровне, составляющем 1600-1700 тонн. Придерживаясь своей ориентации на производство яиц, руководство фабрики подчеркивает, что производство мяса не приносит прибыли из-за небольших объемов. Однако, оно не полностью отказывается от мясного направления и продолжает удовлетворять спрос на куриное мясо, полуфабрикаты и готовые деликатесы, пользующиеся популярностью среди местных жителей. Кроме того, птицефабрика поддерживает интерес к себе, предлагая в своих магазинах разнообразные, вкусные и качественные продукты из куриного мяса, помимо яиц.

В настоящее время на птицефабрике используется восьмиярусное оборудование для содержания птицы, которое импортируется из Германии. Один из таких корпусов уже в эксплуатации, а следующий, рассчитанный на 105 тысяч несушек, находится на стадии реконструкции. Структура корпуса уже начинает прорисовываться, а стеновые панели были доставлены на прошлой неделе. Оборудование компании «Big Dutchman» стоимостью 75 миллионов рублей будет поставлено в январе следующего года. Оплата разделена на четыре транша, два из которых уже оплачены. Введение нового корпуса планируется в июне 2024 года. На данный момент на птицефабрике работает от 475 до 480 человек, а ещё 15 человек предоставляются из других организаций по аутсорсингу. Несколько лет назад количество желающих работать на птицеводческом предприятии было намного меньше - всего 10-12 человек, что является отражением общей дефицита рабочей силы по всей стране во всех отраслях.

Пётр Степанович, директор птицефабрики, считает, что хороший руководитель должен предвидеть развитие предприятия на ближайшие пять лет. В связи с этим, в недавнем интервью, он отметил, что птицефабрика продолжает развиваться, несмотря на некоторые неопределенности. Недавно, они установили новую яйцесортировальную машину, заменяющую 7 старых, а также модернизируют корпус для несушек. В ближайшем будущем, птицефабрика планирует построить новый комбикормовый цех, разработанный Всероссийским НИИ комбикормовой промышленности. Данный цех будет оснащен новыми технологиями, включая тепловую обработку кормов для несушек и гранулирование для молодняка. Первый платеж проекта, стоимостью 7,5 миллиона рублей, уже был осуществлен. Планируется, что цех будет запущен в 2025-26 году. Директор Пётр Степанович Бельков имеет на своем рабочем столе табличку с его жизненным кредо  «Делай то, что любишь. Люби то, что делаешь». Это и является секретом успеха птицефабрики и залогом того, что несмотря на все трудности, у Чайковских птицеводов всё будет хорошо.


«Пермский свинокомплекс» подешевел на 137 миллионов рублей